Первая шахта метростроя
В октябре сошлись две знаменательные, связанные между собой даты. В начале месяца отмечалась 87-я годовщина Мосметростроя, а на его исходе исполняется 100 лет со дня рождения комсомола. Роль союза молодых энтузиастов в строительстве московского метрополитена во многом определила успех этого небывалого для страны дела.
Строительство московского метро началось с опытного участка на обочине Русаковской улицы, идущей от Сокольников в сторону Комсомольской площади. Там же родилась одна из первых на Метрострое комсомольских ячеек.
В ноябре 1931 года артель землекопов, вооруженная лопатами и кирками, приступила к рытью наклонной штольни, которая должна была подвести строителей к трассе метро. Поначалу дела шли неважно – не хватало горняцкого опыта, специального оборудования, нормального руководства.
Комсомолка лебедчица Надежда Сурина.
Шахта №30, первая очередь
С февраля следующего года участок возглавил Филипп Кузьмин – бывший шахтер, получивший на рабфаке инженерное образование. Он профессионально повел разработку штольни, занявшись заодно и бытовыми условиями рабочих. По его заявке руководство выделило средства на строительство нескольких бараков и столовой. К решению этой задачи активно подключились комсомольцы участка, которых в марте насчитывалось уже более двадцати человек. После каждого рабочего дня они еще добровольно по два часа посвящали сооружению бытовых помещений. И к празднику 1 мая жизненно важные объекты были готовы.
Общению начальника участка с молодежью помогало его собственное комсомольское прошлое, пришедшееся на самое начало 20-х годов. Немало значил и удачный выбор вожака молодых энтузиастов. На опытном участке им стал недавно демобилизованный красноармеец Тихон Фадькин.
Тем временем наклонная выработка достигла нужного горизонта. Опытный участок переименовали в шахту №29. Строители приступили к выемке грунта из калотты – верхней части будущего тоннеля метро. По исходному проекту он в том месте был (и остался) двухпутным, то есть предназначался для движения поездов в обоих направлениях. Тюбинги тогда еще не использовали, и роль обделки играла кладка из бутового камня. Под нее плотники изготавливали деревянные кружала – на них держалась опалубка тоннельного свода.
Сейчас воспоминания Фадькина хранятся в музее СМУ-8. Большинство его экспонатов – фотографии, собранные именно бывшим комсоргом. Уже будучи пенсионером, он стал инициатором создания музея. Спустя несколько десятилетий первостроитель метро припомнил более тридцати фамилий своих товарищей и указал их профессии: проходчики, слесари, плотники. Специально было отмечено, что перед разворотом работ многие комсомольцы уже трудились непосредственно на производстве. На саму шахту перешли и три девушки из штата столовой, выучившись на лебедчиц. Их рабочим местом стала наклонная штольня, по которой вытягивали вагонетки с породой.
На одном из первых комсомольских собраний родилась идея сформировать собственные проходческие бригады. К концу 1932 года на шахте их было уже шесть.
Как только наклонная штольня перестала справляться с растущим объемом откатки, руководство приняло решение пройти шахтный ствол – первый на всем Метрострое. Причем три из четырех бригад, поставленных на это ответственное дело, были комсомольскими.
Тихон Фадькин,
секретарь комсомольской ячейки шахты №29
Возведение основных конструкций метрополитена началось 28 апреля 1932 года. В своих воспоминаниях Тихон Фадькин зафиксировал не только дату, но и точное время этого важного события: «Ф.И. Кузьмин посмотрел на часы, а на них стрелки показывали 8-00, и сказал: «Как разрабатывать породу в калотте, мы, кажется, поняли, поняли и как ставить кружало, хоть это и было трудно, но мы своего добились. Теперь давайте заложим пяты свода под первое кольцо тоннеля и пожелаем всем нам, чтобы все было хорошо и тоннель был прочным». Вынув из кармана серебряный полтинник, он положил его на первый ряд бута, уложенного на опалубку».
Михаил Ульянов и Элина Быстрицкая в роли первостроителей московского метрополитена
Осенью 1958 года одним из наиболее ожидаемых событий в общественной жизни СССР был предстоящий юбилей комсомола. На страницах нашей газеты рубрика, посвященная сорокалетию многомиллионного союза, появилась в семи номерах подряд.
В те дни наибольшее напряжение чувствовалось на готовящемся к пуску первом участке Арбатско-Филевской линии, где тон задавали путейцы бригады Бениамина Катаманина. Комсомолец еще ленинского призыва (1924 года), а потом первостроитель столичного метро, он находил время выступать перед молодой сменой, рассказывая об энтузиастах 30-х годов.
Много внимания уделяла наша газета и продлению Сокольнической линии за Москву-реку. Там в жесткие, как обычно, сроки надо было соорудить вестибюли станций «Ленинские горы» (ныне – «Воробьевы горы») и «Университет». На последний в качестве помощников приглашали по комсомольской путевке московских студентов. Больше месяца группа «губкинцев» помогала каменщикам СМУ-5.
Сложнее всех той осенью приходилось кессонщикам ТО-6 (тогда – СМУ-1). Но и они показывали высокую выработку. На первой полосе «Метростроевца» за 25 октября сообщалось, что проходчики, работающие под сжатым воздухом, выполнили месячную норму на неделю раньше срока. Свое достижение передовые бригады посвятили 40-летию комсомола.
Тогда же наша газета сообщила о еще одном подарке в честь круглой даты – премьере кинофильма «Добровольцы». Состоялась она в кинотеатре «Ударник», куда на встречу с творческой группой были приглашены метростроевцы нескольких поколений. Эта кинолента напрямую относится к ним по теме. К тому же метростроевцы участвовали в массовых сценах картины. Более того, фильм снят по сценарию, который совместно с режиссером Юрием Егоровым написал бывший первостроитель Евгений Долматовский по своему же роману в стихах «Добровольцы».
Март 1941 года. Поэт Евгений Долматовский, работавший откатчиком на строительстве станции «Охотный ряд»
В 1933 году будущему лауреату высоких премий и автору многих популярных песен было 18 лет. На шахте, где строилась станция «Охотный ряд», он катал вагонетки с породой. Потом была учеба в Литинституте, творческая командировка на Дальний Восток, участие в походе Красной армии на Западную Украину и почти четыре года Великой Отечественной. Роман «Добровольцы» он сочинял в 1952-1955 годах. Стихи для главной песни Долматовский написал уже по ходу съемок фильма. «Комсомольцев-добровольцев» до сих пор поют на встречах ветеранов Мосметростроя. И памятны еще споры о том, с кого же автор лепил образ Лельки, так красиво изображенной незабываемой Элиной Быстрицкой.
Кадр из фильма «Добровольцы»
В истории Мосметростроя последней четверти 20-го века и начала 21-го коллектив СМУ-11 занимает особое место. Оно изначально – по способу набора рабочих кадров – складывалось как комсомольско-молодежное.
Дата рождения СМУ-11 и вступления в строй – 1 апреля 1972 года. Предшественник организации именовался СУ-702 и занимался гражданским строительством. Позже на его базе решили сформировать новое подразделение, нацеленное преимущественно на строительство объектов метро.
Сложнее всего было набрать кадры проходчиков. Рассчитывать на выпускников ПТУ не приходилось, поскольку им предстоял призыв в армию. Зато агитация среди «дембелей» давала неплохие результаты. К концу 1972 года в СМУ-11 уже было шестьсот человек. К тому времени новички справились с первым заданием – построили камеру съездов перед «Беговой». Потом коллективу поручили сооружение целой станции той же Таганско-Краснопресненской линии – «Тушинской».
Пуск следовал за пуском. «Медведково», «Новогиреево», «Нагорная», «Коньково». Строители постепенно росли в профессиональном плане. К примеру, Борис Хлиманков, пришедший в организацию после армии рядовым рабочим, сумел закончить вечернее отделение института и в середине 1990-х стал заместителем главного инженера СМУ-11. К 1997 году, когда отмечалось 25-летие коллектива, шесть человек из него были награждены орденом Трудового Красного знамени, четверо – орденом Трудовой славы.