en

Под землей на «марксистской» одновременно работали полторы тысячи человек

mashina_vremeni_1715697084 (1).jpg

Заместитель начальника участка СМУ-6 Александр Невин пришел в Метрострой в 1974 году. В этом году у него трудовой юбилей – 50 лет в одной организации. Корреспондент «Метростроевца» встретился с Александром Филипповичем и расспросил, как он начинал путь в профессии.

– Когда я, отслужив в армии, пришел работать в Метрострой, меня направили в СМУ-6, которым в то время руководил Нариман Александрович Простов. Начинал я на станции «Кузнецкий мост», затем нас перебросили на «Марксистскую» – углублять вентиляционный ствол. Там началась серьезная и, на мой взгляд, самая опасная работа – вертикальная проходка: все, что может упасть с высоты 40-50 метров, летит на головы проходчиков.

Станцию «Марксистская» я строил почти пять лет. Работали по семь часов, 45 минут – перерыв на обед. Наверх не поднимались: столовая была в шахте. Подавали первое, второе и компот. Обед стоил один рубль. Я не курил, поэтому у меня с рубля оставалось двадцать копеек на полстакана сметаны. Перед обедом переодевались в сухую одежду: сушилка тоже была в шахте.

Отработали смену, передали отбойные молотки сменщикам, проходим через медпункт. Если медсестра заметит малейшую царапину, обязательно помажет зеленкой: за состоянием здоровья метростроевцев следили строго.

Мне повезло: я начинал работу с фронтовиками – серьезными людьми, которые учили нас уму-разуму: как монтировать, как править кольца и держать их в нормальных параметрах, какие делать рассечки. Качество работы контролировал бригадир.

Станцию «Марксистская» строило одно СМУ-6. Под землей одновременно работали 4-5 забоев. За смену проходчики выдавали 300 вагонов с породой. Столько же было и порожняка. Был специальный участок откатки, где занимались только подъемом и спуском. Начальник смены знал, в каком забое какой цикл работ, что спустить, что поднять, что куда отвезти и привезти. Это целая наука, от которой зависит скорость проходки. Если в метрополитене идут поезда, то под землей такая работа идет! Вся шахта гудит!

На «Марксистской» СМУ-6 строило: два пересадочных узла, СТП, где находится все электрическое оборудование, обслуживающее станцию, дежурные электрики метрополитена и сигнализация; наклонный вход, тупики за станцией, новый радиус в сторону Третьяковки, две камеры съезда, где поезда разворачиваются, перегоны, средний зал, соединительную ветку от «Курской» к «Марксистской». Огромнейший объем работ! Сколько выдали породы даже представить трудно. Одновременно работало тысячи полторы метростроевцев. На каждом забое по три проходческих бригады в сутки. А какие специалисты! И всем управлял Нариман Простов.

Его роль в становлении СМУ-6 огромна. Во-первых, он был грамотен в своем деле, а от этого многое зависело; во-вторых, прекрасно работал с кадрами – собрал сильный коллектив единомышленников, воспитал и вывел в люди опытных начальников участков, бригадиров, способных правильно организовать и вести работу. СМУ-6 стало настоящей кузницей кадров для Мосметростроя.

Коллективу СМУ-6 была по плечу работа любой сложности. Вспоминаю, как Нариман Александрович в короткие сроки решил сложнейшую задачу, возникшую на «Марксистской» при строительстве пересадочного узла на станцию «Таганская»-радиальная.

Поднимаясь при вертикальной проходке ствола, мы наткнулись на водяной пласт – подземную речку, и нам на голову обрушился водопад чистой, как слеза, ледяной воды. За шесть часов затопило все, что мы успели пройти – пересадочный узел, тупики, половину ствола: снизу вверх – на 25-30 метров. Вагоны плыли. Люди убегали. Все это произошло на моих глазах.

Нариман Александрович быстро сориентировался, организовал откачку воды: мы поставили четыре насоса: выброс по 600 кубов в час, и два глубинных насоса с выбросом по 300 кубов в час. Включили их одновременно. Без перерыва насосы качали воду на улицу: Таганская площадь была затоплена.

Под прорыв поставили специально сделанное металлическое корыто, пустили в него поступающую воду, из корыта она шла в трубу и в перекачку. Чтобы закрыть прорыв, соорудили опалубку, за нее под давлением нагнетали цементный раствор с добавками, чтобы он быстрее схватывался и застывал. Когда заделали прорыв и откачали воду, поменяли все, что было затоплено, – электрику, гидравлику, механизмы, двигатели на электровозах, кабели, делали гидроизоляцию, провели переболтовку: все болты заменили и изолировали от внешнего воздействия, швы прочистили, забили свинцовой проволокой, изолировали. Пересадочный узел перестроили полностью. И запустили шахту вновь. Справились за месяц: Нариман Александрович все продумал до мелочей.

В Мосметрострое я работаю 50 лет, восемь лет из них – в СМУ-6. Когда от него отпочковалось СМУ-15, меня назначили туда комплексным бригадиром молодежной бригады. В ней было человек 90. Работал, в основном, в утреннюю смену, но, если какое-то звено буксовало, выходил и ночью, и вечером. Одновременно учился. На следующий день после защиты диплома меня назначили начальником участка. Я за голову схватился, ночь не спал, переживал. Вся ответственность на начальнике участка и бригадире. Но меня успокоили: не переживай, – сказали, – поможем. И, конечно, помогали. Бригадиром и начальником участка я отработал почти по двадцать лет.