Георгий Кекелидзе, председатель правления некоммерческого партнерства по развитию возобновляемой энергетики «Евросолар Россия», поделился с корреспондентом газеты «Метростроевец» воспоминаниями о своем двоюродном дедушке – третьем начальнике Мосметростроя Илье Гоциридзе.
– Георгий Нодарович, легендарный Илья Гоциридзе для вас – родной человек. Расскажите, пожалуйста, о нем.
– Илью Давидовича я знаю с детства. Он – старший брат моего дедушки Виктора Давидовича Гоциридзе. На родине был первым комсомольцем и первым «спустился с гор». Без колебаний уехал учиться в Москву. Окончил МИИТ и стал инженером-путейцем. По зову сердца пошел работать на Метрострой. Через несколько лет за ним потянулись младшие братья: средний Михаил и младший Виктор.
У Ильи Давидовича были фантастическое трудолюбие и выносливость. Его обычный рабочий день начинался в 12 часов дня, потому что заканчивался… в 7 утра.
Он отличался добрым и внимательным отношением к людям, их нуждам. Знал, что происходит в их семьях, а они знали, что могут на него рассчитывать. Илью Давидовича всегда окружало много людей – друзей, соратников, тех, кто нуждался в помощи. Он всем помогал. Избегал конфликтных ситуаций, старался любой вопрос решить миром. Рабочие и сотрудники относились к нему с уважением, скорей, бережно: боялись его огорчить и старались работать на совесть.
Илья Давидович наблюдал за судьбой бывших метростроевцев, если у кого-то жизнь складывалась тяжело, предлагал вернуться – не в шахту, а на работу, которую они могли выполнять, например, водителями. Поддерживал с ними контакт даже после ухода на пенсию. Он был простым, открытым в общении, дружил с питерской метростроевской командой. Знаменитая метростроевка Татьяна Викторовна Федорова писала, что, когда выходила на станции «Маяковская», всегда прикасалась к камню, который Илья Давидович выписал, можно сказать, из своей деревни.
Основным драйвером для него были смелые технические решения. Он внедрил много инноваций, например, отвечал за строительство понтонных мостов, когда Сталин отправился Тегеран, где в 1943 году с Рузвельтом и Черчиллем обсуждалось положение на фронтах Второй мировой войны; при проходке тоннеля под Амуром.
У Ильи Давидовича был наготове тревожный чемоданчик, в котором лежало чистое белье, сухарики и что-то еще. Около двери стоял телефонный аппарат, рядом с ним лежал листок, на котором крупным почерком были написаны номера телефонов Сталина, Хрущева, объектов, на которых он мог находиться, чтобы с ним можно было связаться в любую минуту.
Главное, он оставил особый след в душах людей, с которыми общался. Они все понимали, что их единственное предназначение – служить стране. Это был и его основной посыл. В то время все так жили и были по-настоящему счастливыми. Жизненная позиция этих стальных людей – одно из главных моих воспоминаний.
Под конец жизни у Ильи Давидовича болели ноги – следствие многих часов, проведенных под землей в воде.
Я не сразу понял, что метростроевцы практически всю свою жизнь добровольно провели под землей. Самой большой школой в моей жизни был именно Метрострой и метростроевцы. Я у них учился тому, как делать большие проекты, разрешать конфликтные ситуации. Трудоголизм, считаю, передается по наследству: поколение нашей семьи так выросло.
– Илья Давидович нашел любовь в Москве или на родине?
– На родине: Нина Антоновна Чихладзе родом из такой же глухой грузинской деревушки, как и Илья Давидович. Она тоже «спустилась с гор». В Москву приехала женой Ильи Давидовича. Сначала работала под началом Надежды Константиновны Крупской педагогом, затем сопровождала мужа в командировках. Наш семейный архив хранит их воспоминания о работе на Турксибе: как закладывали Комсомольск-на-Амуре, о первой проходке по трассе БАМ и множество других: у них была интересная, насыщенная жизнь.
Нина Антоновна окончила мединститут. Во время войны была военно-полевым хирургом. Работала с академиком Сергеем Сергеевичем Юдиным – главным хирургом Института им. Н.В. Склифосовского (1928-1948 гг.).
Мои дедушка и бабушка, можно сказать, поженились благодаря Илье Давидовичу и Нине Антоновне. Сначала Илья Давидович позвал в Москву моего дедушку Виктора, позже Нина Антоновна позвала свою сестру. Они встретились и полюбили друг друга. Два родных брата женились на двух родных сестрах.
У Михаила Давидовича в браке с Евдокией Гоциридзе родилось четверо детей: Галина Новикова, Юрий Гоциридзе, Нина Гоциридзе, Маргарита Магарил. В семье старшего брата детей не было. Илья Давидович даже просил отдать им одного ребенка, но Михаил не согласился. У младшего брата – моего дедушки Виктора – родилась дочка Ирина – моя мама. Можно сказать, мою маму два брата и две сестры воспитывали вчетвером.
– Как Илья Давидович проводил свободное время?
– Его практически не было. Когда все же выдавалась свободная минутка, любил читать – вдумчиво, с красным карандашом. Илья Давидович книги не просто собирал, а редактировал – даже Сталина и Карла Маркса – все было расчерчено. У Ильи Давидовича была тонна книг – художественная и техническая литература. Сейчас непонятно, куда их девать: художественную литературу Нина Антоновна раздавала, а спецлитературу читать некому.
Моя мама Ирина Викторовна рассказывала, что Илья Давидович собрал вокруг себя плеяду талантливых грузинских инженеров, большинство из них работали в метро. Много внимания уделяли международным контактам. Встречались с венгерскими коллегами, метростроителями Чехословакии, Азербайджана, Грузии, Армении, УССР. Все были частыми гостями у нас.
Со временем они стали костяком тбилисского метростроения. Без метростроевской инженерной косточки невозможно было бы сохранить кадры и построить метро в Грузии, Азербайджане, Армении.
– Самый знаменитый из них метростроевец – инженер Николай Данелия – отец известного режиссера Георгия Данелия.
– Да, Николай Дмитриевич работал в Мосметрострое с 1932 по 1954 гг., прошел путь от бригадира до главного инженера. Под его руководством, писала «Вечерка», строились станции «Павелецкая» – кольцевая и радиальная, «Киевская» Кольцевой и Арбатско-Покровской линии. Во время войны он строил подземные КП для верховного командования. Возвращаясь летом 1943 года из эвакуации, его сын Георгий с мамой ждали, что глава семьи встретит их на перроне с орденами на гимнастерке. А он появился небритый, в пижаме – сбежал из больницы. От перегрузок у него обострился туберкулез. В больницу не вернулся, работал по шестнадцать часов под землей, курил по две пачки в день, и ко Дню Победы туберкулез прошел сам.
В январе 1954 года Николаю Данелии пришлось уйти из Мосметростроя. Во время проходки под фабрикой «Красная Роза» рабочие наткнулись на карст — хрупкую породу с пустотами. Корпуса могли уйти под землю. Николай Дмитриевич руководил спасательными работами. На место происшествия прибыл председатель Совета министров Алексей Косыгин и тоже стал отдавать команды. Данелия на него наорал. Начальство это запомнило. При первом удобном случае Николая Дмитриевича обвинили в том, что в его ведомстве плохо налажена техника безопасности и отправили на пенсию.
Фильм Георгия Данелии «Я шагаю по Москве» с Никитой Михалковым в главной роли посвящен метростроевцам – таким образом сын отдал дань уважения своему отцу.
– Виктор Давидович Гоциридзе во многом повторил путь старшего брата.
– Вы правы. Когда дедушка окончил школу, родители отправили его к старшему брату в Москву – на Рабфак, где рабочих и крестьян готовили к поступлению в вузы. Не знающему русский язык Виктору учеба давалась с трудом, однако вскоре он освоил его настолько, что стал помогать отстающим студентам. В 1930 году легко поступил в Московский автодорожный институт на факультет «Дорожное строительство». На пятом курсе пришел в шахту № 21. Как дипломированный специалист в 1934-1937 годах работал с Ильей Давидовичем. На строительстве станции «Красные ворота» был инженером смены.
В 1937 году его семья вернулась в Тбилиси. Дедушка был главным инженером в отделе просвещения «Тбилгорисполкома», занимался строительством, обустройством и расширением школ. Во время Великой Отечественной войны был старшим помощником начальника отдела военной информации Закавказской железной дороги – обеспечивал надежную перевозку военного оборудования, живой силы, оружия, эвакуированных, продовольствия, топлива. В 1941-1946 годах служил в штабе Закавказского фронта, после войны – в железнодорожном управлении Закавказья.
За качественно выполненную работу его наградили медалью «За боевые заслуги».
В 1952 году Виктор Давидович стал первым заместителем строительства Тбилисского метро, в 1957 году – начальником управления «Тбилтоннельстрой» (в дальнейшем «Тбилметрострой»). При нем в Тбилиси открыли 21 станцию метро, проложили 27 км линий. Сегодня действуют 19 станций, все возведены в советское время.
– Метростроение, судя по послужному списку, – не единственное, чем он занимался.
– Под его руководством строились автомобильные магистрали, железнодорожные и автомобильные тоннели, гидротехнические сооружения, комплексы подземных хранилищ для вина, овощей и фруктов, Метехские тоннели в Тбилиси, значительная часть набережной Куры, здание Института физики, подземная сейсмическая лаборатория Института геофизики, административное здание метрополитена и железнодорожного почтамта, первые подземные переходы. Дедушка руководил созданием комплекса Новоафонской пещеры, в том числе Новоафонской пещерной железной дороги, санатория в Ликани, жилых домов в Боржоми, Бакуриани, Сухуми, Батуми, Цхинвали….
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 января 1980 года ему присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Его заслуги оценены Государственной премией СССР и многими орденами.
– Слышала, чтобы построить тбилисское метро, руководство Грузии пошло на подлог.
– В те годы метро можно было строить в городах с миллионным населением, а в Тбилиси проживало 600 тысяч человек. Но это – столица родины Сталина. Напомнить ему об этом отправился первый секретарь ЦК Компартии Грузии Кандид Чарквиани. И в 1952 году по решению ЦК КПСС было создано Политуправление Тбилисского метрополитена. Виктора Гоциридзе назначили первым заместителем начальника строительства.
К сожалению, радость тбилиссцев была недолгой: после смерти Сталина Совет Министров СССР в сентябре 1953 года постановил ликвидировать строительство метро в Тбилиси; в Киеве и Баку – законсервировать.
Чтобы спасти положение, в Москву едет Виктор Гоциридзе и добивается, чтобы строительство не ликвидировали, а законсервировали. Грузинское правительство убеждает Совмин СССР в том, что подземные выработки в Тбилиси будут использоваться для нужд гражданской обороны (ГО). По утвержденным проектам убежищ ГО тбилисским метростроевцам фактически удается строить метро.
В Москве пытаются возбудить дело о незаконном расходовании денежных средств. Главе Совмина Грузии Гиви Джавахишвили и Виктору Гоциридзе удается все «спустить на тормозах» – во многом благодаря тому, что «Тбилтоннельстрой», возглавляемый Виктором Давидовичем, возводил такие объекты, как здание Института физики, подземная сейсмическая лаборатория Института геофизики в тоннельном проходе в Ботанический сад, Дигомский жилой массив, ливневые коллекторы, участки набережной Куры, геофизическую лабораторию «Цхра Цкаро» в Бакуриани, Ордубадский железнодорожный тоннель в Азербайджане…
И все же, когда в 1960-е годы стало ясно, что до 1 миллиона жителей Тбилиси еще далеко, там решаются на подлог: в Москву отправляется справка о том, что миллионный рубеж перейден. Благодаря авторитету и связям Виктора Давидовича Гоциридзе вопросы финансирования, сроков, выделения лимитов на оборудование и материалы решаются положительно. Официально – для нужд ГО. Только после отстранения Хрущева от власти в 1963-м Совмин СССР дает «добро» на продолжение строительства метро. Станция первой очереди Тбилисского метрополитена заработала в 1966 году.
– Виктора Гоциридзе в Тбилиси помнят?
– К сожалению, сегодня мало кто о нем помнит. После развала СССР станции Тбилисского метро не ремонтировались, хотя выработали свой ресурс. Сейчас город что-то делает, но выявилась огромная нехватка кадров. Единственные, кто помогает восстановить тбилисское метро, – метростроители первого поколения – соратники Ильи Давидовича и Виктора Давидовича Гоциридзе. Они хотят возродить тбилисское метро и одну из станций назвать «Гоциридзе».
Умер дедушка в 1968 году, похоронен, как и его старший брат, на Новодевичьем кладбище.
– Средний брат – Михаил Гоциридзе метростроителем не был, но тоже оставил заметный след в истории СССР. Чем он занимался?
– Михаил Давидович Гоциридзе в 1926 году окончил Тифлисский химико-технологический техникум, работал на химзаводах Рязанской области и Москвы. В 1930 году приехал в Дзержинск Горьковской области и устроился в 7-й цех завода № 80 имени Я.М. Свердлова. В нем прошел путь от сменного инженера до заместителя начальника цеха. В 1939 году стал начальником цеха № 3, проработал в этой должности до 1944 года.
За годы войны завод выпустил 148 млн артиллерийских снарядов и мин, 5,5 млн авиабомб, 5 млн противотанковых мин, 2,8 млн реактивных снарядов для гвардейских минометов «Катюша».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 06.04.1945 завод Народного комиссариата боеприпасов № 80 за успешное выполнение заданий Государственного комитета обороны (ГКО) по обеспечению боеприпасами Красной Армии был награжден орденом Красного Знамени.
В 1944 году Михаил Давидович стал главным инженером завода, а в 1953 году – директором. В 1956 году при его непосредственном участии на базе цеха № 3 был организован новый цех по сборке стиральных машин «Ока», которая благодаря простоте и надежности конструкции быстро завоевала прочное место на рынке отечественных товаров народного потребления.
В 1960 году Михаил Давидович Гоциридзе был назначен начальником Управления химии Волго-Вятского совнархоза. После его ликвидации в 1965 году ушел на пенсию. Был почетным гражданином города.
Умер на 89-м году жизни 28 сентября 1993 года, похоронен на городском кладбище Дзержинска.