en

Проследить эволюцию формы

7 полоса - Машина времени - 4.jpg

На станции метро «Воробьевы горы» 2 ноября откроется выставка, посвя­щенная целой эпохе столичного Метростроя. Отразить перемены призвана… одежда, а именно – форма метростроевцев разных лет. Экспозицию решено приурочить к юбилею компании. Корреспондент «МС» выяснил, как подбирались модели одежды и какие образцы найти оказалось сложнее всего.

Целый месяц – с ноября по декабрь – в стеклянных колоннах на станции «Воро­бьевы горы» будут представлены манеке­ны, одетые в форму Метростроя разных лет. И хотя одежда рабочих, конечно, не была какой-то уникальной, все же она имела ряд отличительных черт, по которым можно су­дить о каждом десятилетии развития и го­родской подземки, и нашей страны в целом. Ведь на московскую стройку приезжали со всего Советского Союза.

В том числе и по этой причине – все­союзности стройки – найти отдельные эк­земпляры стало непростой задачей. Кура­тор выставки Алена Пучкова и художник по костюмам Наталья Основская расска­зывают: решили начать с изучения раз­личных источников – фотографий из под­шивок газеты, документальных фильмов, форумов. Обращались к кинодеятелям, костюмерам, торговцам советским анти­квариатом, так к команде присоединился консультант-реконструктор Иван Ялычев. Трудности в сборе информации из архи­вов добавлял и тот факт, что все источни­ки – давние фотографии и кинохроники – были черно-белыми. Только после 1990-х можно найти цветные карточки и доку­ментальные сюжеты.

– Изучив фотоархивы, пристально рас­сматривая каждую деталь, мы выделили несколько ярких образов, которые мож­но представить на выставке. Для каждого десятилетия присуща своя форма, в мы старались выделить самый яркий образ, – говорит Наталья Основская, раскладывая на столе эскизы. – Следующим этапом стал поиск сохранившихся изделий и раз­работка выкроек для пошива десяти ко­стюмов, один из которых был характерен для женщин, все остальные – для мужчин.


7 полоса - Машина времени - 2.jpg

Наталья Основская рассказывает о подготовке к выставке

Подготовка началась в июле и длится до сих пор. Идеи поступают и по сей день, хотя практически все образцы уже собра­ны и в скором времени займут свое место на «Воробьевых горах».

– Самыми главными оказались детали, – подхватывает рассказ Алена Пучкова. – Их нужно было рассмотреть в разных ракур­сах, и опираться только на фотографии мы не могли. Важно разглядеть фактуру, что­бы подобрать все максимально близкое к оригиналу, поэтому мы пользовались ар­хивной видеохроникой – на ней можно по­нять свойства материала. Что-то мы поку­пали, что-то шили, 90% экспозиции – это оригиналы одежды разных десятилетий, сохранившиеся или восстановленные из старых тканей или аналогичных.

Согласно документам из хроники, на московских улицах в 1931 году стали по­являться люди в двубортных темно-си­них костюмах, в белых сорочках и черных галстуках. «Кто это?» – спрашивали мо­сквичи. «Метростроевцы!» – отвечали ос­ведомленные. Так стал узнаваемым синий костюм, хотя на первых порах у метро­строевцев не было стандартной формы, в которой ходили бы все рабочие.

– Одежда в далекие 30-е и сейчас зави­сит от специфики работ. Так, в кессонных шахтах трудились обнаженными по пояс. Температура здесь достигала 40 граду­сов, кессонщикам приходилось работать в спортивном (нательном) белье, – отме­чает Наталья Основская. – При этом на поверхности в это же время люди замер­зали в мороз в телогрейках и ватных шта­нах, именно эта одежда была самой рас­пространенной и доступной. Тем не менее рабочий в глухом синем комбинезоне и берете стал узнаваемым символом большой стройки.

– Такой комбинезон разыскать было практически невозможно, но мы нашли ткань, которая по свойствам соответствует образцам того времени, и сшили из нее, ско­пировав оригинал, – делится Алена Пучкова.

Его сшили, а после решили искус­ственно состарить, добавив нужную фак­туру. В ход шли кисти и краски, зола и хлорка, а также щетки разного кали­бра. Благодаря этому нехитрому набору у вещи выбеливают швы, добавляют по­тертости, затемняют или высветляют от­дельные участки и создают таким обра­зом ощущение того, что костюм носил какой-то очень трудолюбивый строитель. Чуть позже в его компании окажется и девушка-маляр в синем комбинезоне на лямках и красной косынке. Это уже бу­дут 40–50-е годы, когда прекрасная поло­вина человечества стала активно присое­диняться к сооружению метро. Женщины преимущественно были задействованы на отделке и финальных работах.

– Оказалось, что женскую рубашку в клетку 40-х годов невозможно найти в оригинале, –делится своими наблюде­ниями Наталья Основская. – Их затаски­вали до дыр, и именно поэтому найти ситцевую рубашку оказалось той еще за­дачей. Позже стали искать отрезы ситца на блошиных рынках, по частным объяв­лениям, на барахолках и в специализиро­ванных магазинах, торгующих советски­ми предметами быта, – буквально пару метров ткани, чтобы восстановить похо­жую одежду 40-х годов у женщин. Мы ис­ключили предложения с заменой на фла­нелевые или флисовые рубашки – они бы не соответствовали духу того времени и исторической действительности.

Кстати, образцы военного времени оказались тоже трудными для поисков на предстоящую выставку. Долгие годы в послевоенное время из-за дефицита ис­пользовался танковый комбинезон.

В 40-х с началом масштабного исполь­зования проходческих щитов встал вопрос о том, в чем работать проходчикам. К это­му подошли серьезно. Вместо обычных брезентовых костюмов им выдавали ком­бинезоны, имеющие всевозможные про­рези, карманы и пуговицы, а также рези­новые шахтерские каски с лихо загнутыми полями. Наряд оказался неудобным. Пуго­вицы быстро отлетали, карманы наполня­лись породой. Поля шляпы задевали все вокруг, а тесемка, которой она крепилась под подбородком, быстро рвалась. Проходчики вернулись к брезентовым костюмам из штанов и куртки. А голову покрывали обычными беретами из фетра, шерсти, если не находилось брезентовых панам. На ногах, конечно, только резино­вые сапоги, которые защищали от элек­трического тока.

7 полоса - Машина времени - 1.jpg

Алена Пучкова расправляет костюм на манекене

Резиновую спецодежду проходчиков: штаны, куртки, плащи, – до войны заку­пали в Ленинграде и Ярославле. К 1944 году производство резиновой спецовки освоено пошивочным комбинатом Метроснаба. Выпускались комбинезоны, ру­кавицы, ватные костюмы и прорезинен­ная спецобувь.

Кстати, в поисках нужных вещей Але­на, Наталья и Иван обращались к людям не только в Москве. География оказалась очень широкой – от запада до юга России. Брянск, Саратов, Краснодар, Ярославль, Санкт-Петербург стали «поставщиками» нужных вещей.

Алена Пучкова отмечает, что лучше всего за долгие годы сохранились сапо­ги. Резиновые, даже произведенные поз­же, изнашивались быстрее, а вот кожаная обувь: яловые или кирзовые сапоги – най­дены организаторами экспозиции в очень хорошем состоянии. Подбитые маленьки­ми деревянными гвоздиками каблуки, от­строченные голенища начистили практи­чески до блеска.

– Тогда сапоги передавали от смены к смене. Обувь не успевала просыхать. Кому не хватало обуви, работали босиком. Многие начальники строительных участков по соб­ственной инициативе закупали для рабочих галоши, – рассказывает Наталья Основская. — На других участках были организованы мастерские по починке одежды и обуви.

Тем не менее найти сапоги оказалось проще, чем многие другие вещи. Напри­мер, головные уборы. Каждое десятиле­тие они были очень разнообразными: кепки, косынки, шахтерские каски с по­лями и ребром жесткости на куполе. На некоторых старых фотографиях тех лет можно увидеть рабочих в касках из алю­миния. Они были тонкими, не слишком удобными, но, что самое неприятное, хо­рошо проводили электричество.

7 полоса - Машина времени - 3.jpg

На экспозиции представят основной спектр строительных головных уборов

На выставке можно увидеть ориги­нальные каски. Так, на Метрострое в 50-е годы была изобретена собственная каска. Авторами разработки стали сотруд­ники Метроснаба Лисицин и Изюмников совместно со специалистами «Главхим­пласткраски» Золотаровским и Коган. Новый образец шахтерской каски был произведен из винипласта, отличался прочностью, незначительной влагопро­ницаемостью, имел низкую теплопрово­дность, сохранял форму.

На смену фибровым в 1960-е годы при­шла текстолитовая шахтерская каска. Тек­столит – легкий и прочный материал – ткань, запрессованная в эпоксидную смолу. У каж­дой каски был свой уникальный рисунок. Спустя еще одно десятилетие каски начали производить из полиэтиленового пластика.

– Нам повезло: после сооружения метро многие каски кочевали по другим стройкам, и найти их оказалось хоть и трудным, но интересным делом, – признается Наталья Основская.

Революция в одежде происходит поз­же. Форма большинства работников Ме­тростроя 80-х не имеет визуальных от­личий от 70-х – стандартная спецовка и каски. У некоторых работников видны нашивки на рукавах. Начиная с 1980-х можно говорить о появлении униформы, одежда становится удобной для строи­телей, ей начинают активно заниматься, в том числе головными уборами, обувью, Но по-настоящему продуманной форма стала в последние 10–20 лет.

В 2000-х годах у Мосметростроя по­является свой фирменный, специально разработанный стиль. С этих пор метростроевцев выделяют цветовая гамма спецодежды и использование логотипа и фирменных надписей на ней.

– Готовя выставку, мы смогли просле­дить эпоху и своего рода эволюцию спец­формы строителей. Мы надеемся, что пас­сажиры, проходя по галерее, найдут время рассмотреть все образцы, заметить разли­чия в спецовках, – резюмирует Алена Пуч­кова. – И оценить то, что поначалу строи­тельство Московского метрополитена было настоящим геройством, которое держалось на невероятном энтузиазме людей. Люди работали с нехитрыми инструментами, по колено в земле, под снегом или дождем. Ре­зультатами их труда москвичи и гости сто­лицы пользуются до сих пор.