На станции метро «Воробьевы горы» 2 ноября откроется выставка, посвященная целой эпохе столичного Метростроя. Отразить перемены призвана… одежда, а именно – форма метростроевцев разных лет. Экспозицию решено приурочить к юбилею компании. Корреспондент «МС» выяснил, как подбирались модели одежды и какие образцы найти оказалось сложнее всего.
Целый месяц – с ноября по декабрь – в стеклянных колоннах на станции «Воробьевы горы» будут представлены манекены, одетые в форму Метростроя разных лет. И хотя одежда рабочих, конечно, не была какой-то уникальной, все же она имела ряд отличительных черт, по которым можно судить о каждом десятилетии развития и городской подземки, и нашей страны в целом. Ведь на московскую стройку приезжали со всего Советского Союза.
В том числе и по этой причине – всесоюзности стройки – найти отдельные экземпляры стало непростой задачей. Куратор выставки Алена Пучкова и художник по костюмам Наталья Основская рассказывают: решили начать с изучения различных источников – фотографий из подшивок газеты, документальных фильмов, форумов. Обращались к кинодеятелям, костюмерам, торговцам советским антиквариатом, так к команде присоединился консультант-реконструктор Иван Ялычев. Трудности в сборе информации из архивов добавлял и тот факт, что все источники – давние фотографии и кинохроники – были черно-белыми. Только после 1990-х можно найти цветные карточки и документальные сюжеты.
– Изучив фотоархивы, пристально рассматривая каждую деталь, мы выделили несколько ярких образов, которые можно представить на выставке. Для каждого десятилетия присуща своя форма, в мы старались выделить самый яркий образ, – говорит Наталья Основская, раскладывая на столе эскизы. – Следующим этапом стал поиск сохранившихся изделий и разработка выкроек для пошива десяти костюмов, один из которых был характерен для женщин, все остальные – для мужчин.
Наталья Основская рассказывает о подготовке к выставке
Подготовка началась в июле и длится до сих пор. Идеи поступают и по сей день, хотя практически все образцы уже собраны и в скором времени займут свое место на «Воробьевых горах».
– Самыми главными оказались детали, – подхватывает рассказ Алена Пучкова. – Их нужно было рассмотреть в разных ракурсах, и опираться только на фотографии мы не могли. Важно разглядеть фактуру, чтобы подобрать все максимально близкое к оригиналу, поэтому мы пользовались архивной видеохроникой – на ней можно понять свойства материала. Что-то мы покупали, что-то шили, 90% экспозиции – это оригиналы одежды разных десятилетий, сохранившиеся или восстановленные из старых тканей или аналогичных.
Согласно документам из хроники, на московских улицах в 1931 году стали появляться люди в двубортных темно-синих костюмах, в белых сорочках и черных галстуках. «Кто это?» – спрашивали москвичи. «Метростроевцы!» – отвечали осведомленные. Так стал узнаваемым синий костюм, хотя на первых порах у метростроевцев не было стандартной формы, в которой ходили бы все рабочие.
– Одежда в далекие 30-е и сейчас зависит от специфики работ. Так, в кессонных шахтах трудились обнаженными по пояс. Температура здесь достигала 40 градусов, кессонщикам приходилось работать в спортивном (нательном) белье, – отмечает Наталья Основская. – При этом на поверхности в это же время люди замерзали в мороз в телогрейках и ватных штанах, именно эта одежда была самой распространенной и доступной. Тем не менее рабочий в глухом синем комбинезоне и берете стал узнаваемым символом большой стройки.
– Такой комбинезон разыскать было практически невозможно, но мы нашли ткань, которая по свойствам соответствует образцам того времени, и сшили из нее, скопировав оригинал, – делится Алена Пучкова.
Его сшили, а после решили искусственно состарить, добавив нужную фактуру. В ход шли кисти и краски, зола и хлорка, а также щетки разного калибра. Благодаря этому нехитрому набору у вещи выбеливают швы, добавляют потертости, затемняют или высветляют отдельные участки и создают таким образом ощущение того, что костюм носил какой-то очень трудолюбивый строитель. Чуть позже в его компании окажется и девушка-маляр в синем комбинезоне на лямках и красной косынке. Это уже будут 40–50-е годы, когда прекрасная половина человечества стала активно присоединяться к сооружению метро. Женщины преимущественно были задействованы на отделке и финальных работах.
– Оказалось, что женскую рубашку в клетку 40-х годов невозможно найти в оригинале, –делится своими наблюдениями Наталья Основская. – Их затаскивали до дыр, и именно поэтому найти ситцевую рубашку оказалось той еще задачей. Позже стали искать отрезы ситца на блошиных рынках, по частным объявлениям, на барахолках и в специализированных магазинах, торгующих советскими предметами быта, – буквально пару метров ткани, чтобы восстановить похожую одежду 40-х годов у женщин. Мы исключили предложения с заменой на фланелевые или флисовые рубашки – они бы не соответствовали духу того времени и исторической действительности.
Кстати, образцы военного времени оказались тоже трудными для поисков на предстоящую выставку. Долгие годы в послевоенное время из-за дефицита использовался танковый комбинезон.
В 40-х с началом масштабного использования проходческих щитов встал вопрос о том, в чем работать проходчикам. К этому подошли серьезно. Вместо обычных брезентовых костюмов им выдавали комбинезоны, имеющие всевозможные прорези, карманы и пуговицы, а также резиновые шахтерские каски с лихо загнутыми полями. Наряд оказался неудобным. Пуговицы быстро отлетали, карманы наполнялись породой. Поля шляпы задевали все вокруг, а тесемка, которой она крепилась под подбородком, быстро рвалась. Проходчики вернулись к брезентовым костюмам из штанов и куртки. А голову покрывали обычными беретами из фетра, шерсти, если не находилось брезентовых панам. На ногах, конечно, только резиновые сапоги, которые защищали от электрического тока.
Алена Пучкова расправляет костюм на манекене
Резиновую спецодежду проходчиков: штаны, куртки, плащи, – до войны закупали в Ленинграде и Ярославле. К 1944 году производство резиновой спецовки освоено пошивочным комбинатом Метроснаба. Выпускались комбинезоны, рукавицы, ватные костюмы и прорезиненная спецобувь.
Кстати, в поисках нужных вещей Алена, Наталья и Иван обращались к людям не только в Москве. География оказалась очень широкой – от запада до юга России. Брянск, Саратов, Краснодар, Ярославль, Санкт-Петербург стали «поставщиками» нужных вещей.
Алена Пучкова отмечает, что лучше всего за долгие годы сохранились сапоги. Резиновые, даже произведенные позже, изнашивались быстрее, а вот кожаная обувь: яловые или кирзовые сапоги – найдены организаторами экспозиции в очень хорошем состоянии. Подбитые маленькими деревянными гвоздиками каблуки, отстроченные голенища начистили практически до блеска.
– Тогда сапоги передавали от смены к смене. Обувь не успевала просыхать. Кому не хватало обуви, работали босиком. Многие начальники строительных участков по собственной инициативе закупали для рабочих галоши, – рассказывает Наталья Основская. — На других участках были организованы мастерские по починке одежды и обуви.
Тем не менее найти сапоги оказалось проще, чем многие другие вещи. Например, головные уборы. Каждое десятилетие они были очень разнообразными: кепки, косынки, шахтерские каски с полями и ребром жесткости на куполе. На некоторых старых фотографиях тех лет можно увидеть рабочих в касках из алюминия. Они были тонкими, не слишком удобными, но, что самое неприятное, хорошо проводили электричество.
На экспозиции представят основной спектр строительных головных уборов
На выставке можно увидеть оригинальные каски. Так, на Метрострое в 50-е годы была изобретена собственная каска. Авторами разработки стали сотрудники Метроснаба Лисицин и Изюмников совместно со специалистами «Главхимпласткраски» Золотаровским и Коган. Новый образец шахтерской каски был произведен из винипласта, отличался прочностью, незначительной влагопроницаемостью, имел низкую теплопроводность, сохранял форму.
На смену фибровым в 1960-е годы пришла текстолитовая шахтерская каска. Текстолит – легкий и прочный материал – ткань, запрессованная в эпоксидную смолу. У каждой каски был свой уникальный рисунок. Спустя еще одно десятилетие каски начали производить из полиэтиленового пластика.
– Нам повезло: после сооружения метро многие каски кочевали по другим стройкам, и найти их оказалось хоть и трудным, но интересным делом, – признается Наталья Основская.
Революция в одежде происходит позже. Форма большинства работников Метростроя 80-х не имеет визуальных отличий от 70-х – стандартная спецовка и каски. У некоторых работников видны нашивки на рукавах. Начиная с 1980-х можно говорить о появлении униформы, одежда становится удобной для строителей, ей начинают активно заниматься, в том числе головными уборами, обувью, Но по-настоящему продуманной форма стала в последние 10–20 лет.
В 2000-х годах у Мосметростроя появляется свой фирменный, специально разработанный стиль. С этих пор метростроевцев выделяют цветовая гамма спецодежды и использование логотипа и фирменных надписей на ней.
– Готовя выставку, мы смогли проследить эпоху и своего рода эволюцию спецформы строителей. Мы надеемся, что пассажиры, проходя по галерее, найдут время рассмотреть все образцы, заметить различия в спецовках, – резюмирует Алена Пучкова. – И оценить то, что поначалу строительство Московского метрополитена было настоящим геройством, которое держалось на невероятном энтузиазме людей. Люди работали с нехитрыми инструментами, по колено в земле, под снегом или дождем. Результатами их труда москвичи и гости столицы пользуются до сих пор.