Московский метрострой ведет свою историю с октября 1931 года. С тех пор менялось многое: способы строительства, техника, руководители. Незыблемым оставалось одно – компания успешно справлялась с поставленными перед ней задачами благодаря своим сотрудникам.
Каждое новое поколение передает ценный опыт следующему. В этом году возраст Мосметростроя стал своеобразным символом непрерывной преемственности. Ко дню рождения компании мы поговорили с метростроевцами разных возрастов, объединенными общим делом.
Феликс Ачильдиев, 91 год, путеец, ветеран ТО-6
В 1952 году пришел в СМУ-1 Мосметростроя. Меня взяли на строительство Кольцевой линии. Свой первый путь проложил на участке между «Краснопресненской» и «Белорусской».
Профессия, с одной стороны, сложная, а с другой – очень простая: бери больше, кидай дальше! Главное – физическая сила, которой у меня было предостаточно. Поступил в бригаду Крючкова, где получил первые навыки: как скантовать рельс, погрузить его на тележку. Я быстро освоился.
Окончив курсы маркшейдеров, год отработал в Мутнецке, откуда для Метростроя поставляли лес. Участвовал как маркшейдер в строительстве 13 км узкоколейных путей, девяти мостов и пяти стрелочных переводов.
Вернувшись в Москву, поступил проходчиком в бригаду Катаманина на перегоны между «Фрунзенской» и «Парком культуры». Бригадир дал много знаний по сооружению тоннелей. С ним мы первые сдали участок пути от «Университета» до «Юго-Западной» – без недоделок, на отлично.
Во время учебы в техникуме работал в кессоне на «Ленинских горах». Строили тоннели до станции «Университет»: 900 метров под давлением 2,2 атм.
На перегоне между «Соколом» и «Речным вокзалом» уложил самый длинный рельс в 300 метров. Тогда случился скандал. Я оставил большие зазоры, и дорожный мастер не хотел принимать работу. Но я все делал по науке, как написано в справочнике. Была зима, а металл от холода сжимается. Если зазоры уменьшить, когда пойдут поезда, придется вырезать. Я тогда доказал свою правоту, оставили.
Всего путейцем восемь лет отработал. Участвовал в прокладке 50 км путей. Бригада, которой руководил, впервые начала укладывать пути сварными плетями.
После техникума работал на сооружении эстакады в Измайлове. Строили ее в октябре, когда уже стоял сильный мороз.
На перегоне от «Варшавской» до «Каховской» поставили рекорд – в смену четыре метра тоннеля. Был инженером по охране труда 12 лет, потом возглавлял участок подземных буровзрывных работ. На пенсию ушел в 2001-м в 74 года.
Мосметрострой за это время изменился. У нас было кайло, лопата и отбойный молоток. Сейчас во всем электроника. Молодым ребятам желаю строить так, чтобы красота метро удивляла пассажиров. При этом станции пусть будут удобными и безопасными.
Александр Кормушин, 64 года, заместитель гендиректора СМУ-8
Пришел в Московский метрострой в 1978 году. Это мое первое и единственное место работы. Еще во время учебы в институте начинал проходчиком на станции «Бабушкинская», был арматурщиком. В 1980 году окончил вуз и стал горным мастером.
Девять лет работал сменным инженером, еще 12 – начальником участка. Потом возглавлял производственно-технический отдел СМУ-8. Был заместителем главного инженера, сейчас замгендиректора.
Приходя на производство, человек попадает в руки наставника. У меня в начале пути таким стал Иван Каширкин. Позднее, в должности ИТР – Юрий Рахманинов, Владимир Ефимов и начальники участков Николай Грызухин и Всеволод Чуркин.
Внутри бригады набираешься опыта, потом и сам начинаешь его передавать. Учим молодежь не только проходку вести, но и как себя вести вообще.
В начале не было еще компьютеров и телефонов, а только логарифмическая линейка и железный феликс. Сейчас времена другие, появились сложные механизмы по разработке породы, ускорилась проходка. И сегодня коллектив СМУ-8 старается передать традиции молодым. Хотел бы видеть компанию твердо стоящей на ногах с постоянными объемами в метростроении.
Дмитрий Сытник,
32 года, начальник сметно- договорного отдела ММС Интернэшнл
Я пришел в Мосметрострой в 2015 году. Закончил университет по специальности шахтное и подземное строительство. Параллельно получил экономическое образование. Участвовал в сооружении транспортных тоннелей в Сочи и Новороссийске. То есть знаю и технологию ведения работ, и ее экономическую составляющую. Это позволило мне стать сотрудником сметно- договорного отдела.
Мы обсчитываем все работы, которые производят строители, переводим их в финансовый результат для заказчиков.
В самом начале было сложно входить в новую структуру. Важно, чтобы в этот момент оказался рядом тот, кто сможет помочь. Моими наставниками стали ветераны Мосметростроя. В частности – Тамара Воробьева, сотрудница сметного отдела, много лет отработавшая в СМУ-11. Большую поддержку оказали работники отдела ценообразования Управления – Елена Трушина и Оксана Идрисова.
Хочу видеть Метрострой процветающей компанией, распространяющей свою сферу деятельности далеко за пределы столичного метро.