В начале ноября свое 85-летие отметила старейшая организация Мосметростроя – Тоннельный отряд №6. К юбилею ТО-6 вспоминаем тоннельщиков, чьи достижения стали вкладом в развитие метростроения в целом.
Весьма заметное место в жиз-ни ТО-6 периода 60-х и 70-х годов занимает имя Василия Жохова. Одно из подтверждений тому – опубликованная в нашей газете за 30 апреля 1972 года подборка стихотворных посвящений известным на весь Мосметрострой производственникам. Тоннельный отряд №6 там представлен именно Василием Петровичем:
«Туда его, потом сюда –
Не потому что плохо.
Где трудно – там везде, всегда
Ведет проходку Жохов».
Как минимум дважды инженера Жохова направляли на проблемные объекты для исправления ситуации. На строительстве станции «Коломенская», где был допущен большой перерасход средств, его назначили исполняющим обязанности начальника участка, и он за считанные месяцы добился важных результатов. Во-первых, выправил ситуацию, жестко следя, чтобы из котлована не брали лишнего грунта – тогда и бетона на лоток уходило меньше. Во-вторых, показал умение работать с людьми.
С августа 1967 года Жохов стал уже полноправным начальником своего участка. Коллектив под его руководством приступает к сооружению станции «Варшавская». К этому времени его метростроевский стаж достиг 14 лет.
«Варшавскую» предстояло строить открытым способом. Начинающий руководитель тщательно изучил проектную документацию, сопоставил с рельефом местности и сделал вывод, что в проекте недоучли вес обратной засыпки. Отстаивая свое мнение, он дошел даже до начальника Мосметростроя Василия Полежаева. В результате ригели нарастили. При этом Жохов позаботился, чтобы станция не проиграла в архитектурном плане.
Рассказывая об этом объекте спустя много лет, Жохов отметил, что на участке подобрался очень сильный состав ИТР и бригадиров. Тогда он перечислил до десятка фамилий. В том числе назвал Владимира Дронова, которому предстояло вырасти до главного инженера всего Мосметростроя, а затем и Главка. Также упомянул бригадира Павла Новожилова, которого скоро узнала вся страна – в 1971 году он стал Героем Соцтруда.
К тому времени участок №2 перевели на Калужско-Рижскую линию. Сначала строился перегон в сторону «Беляево». С января 1972 года приступили к самой станции.
Осенью 1973 года коллективу было присвоено звание комсомольско-молодежного участка имени 55-летия комсомола.
На стройплощадку приезжали экскурсии – строители метро Новосибирска, молодежные делегации из Чехословакии, ГДР, Болгарии. В предпусковой период станции «Беляево» Центральное телевидение провело на ней передачу «Алло, мы ищем таланты».
Особое внимание к строительству станции «Беляево» могло быть связано с тем, что, по расчетам журналистов, она должна была стать сотой для столичного метро (об этом писали и в «Метростроевце»). Но участок Василия Жохова набрал такой темп в соревновании, что, обойдя нескольких соперников, финишировал раньше расчетного срока. Теперь в открытых источниках «Беляево» значится как 97-я станция.
Вскоре после пускового торжества успешного начальника участка повысили и перевели в другое подразделение Мосметростроя: Василий Жохов стал главным инженером СМУ-11. Так завершилось его более чем тридцатилетнее пребывание в рядах наших тоннельщиков.
Начинал Жохов рядовым рабочим. В том же качестве оставался и в годы учебы на вечернем отделении техникума транспортного строительства. Студентом был очень старательным, стремился как можно больше узнать и усвоить. Как вспоминали соученики, его дипломную работу долго еще ставили в пример другим.
Четверть века тому назад, когда праздновалось 60-летие ТО-6, возглавлявший его в то время Виктор Сидорцев в интервью «Метростроевцу» говорил о самых знаменитых людях из большой истории коллектива. Первыми он назвал героев Соцтруда Ивана Яцкова и Юрия Кошелева. На равных с выдающимися руководителями шел Николай Мещеряков, чей труд страна отметила тремя орденами. К тому же у него был весьма ценимый в Метрострое титул первопроходца.
Мещеряков влился в ряды метростроевцев в 1934 году, когда пришел с путевкой Пролетарского райкома комсомола на стройплощадку станции «Кировская» (теперь переименована в «Чистые пруды»). Начинал там слесарем, скоро вырос до бригадира, а потом – еще до пуска метро – его призвали в Красную армию. Отслужив положенное время, вернулся на стройку.
Новым его объектом стала станция «Площадь Свердлова» («Театральная»), где Мещеряков заведовал механической мастерской – это и определило его дальнейший трудовой путь. В начале 50-х годов он уже работал главным механиком на строительстве объекта, которым руководил Василий Полежаев. В таком же качестве перешел в СМУ-1 (будущий ТО-6), когда приступали к проходке перегонных тоннелей, ведущих от Москвы-реки к станции «Университет». Там водонасыщенный прибрежный грунт заставил использовать в забоях кессон. И в деле обеспечения успешной работы под сжатым воздухом важнейшую роль сыграла отлично поставленная механическая служба тоннельщиков.
Добрую память о себе Мещеряков оставил и благодаря значительному вкладу в облегчение и совершенствование путейских работ.До него ходовые рельсы подземных путей сваривали в плети метрополитеновцы, и делали они эту операцию на стационарной установке в депо «Сокол», откуда развозили мотовозом в готовые тоннели. Бывший первопроходец метро, выросший с годами до поста заместителя главного инженера ТО-6, реализовал идею переноса сварки плетей непосредственно к месту предстоящей их укладки. Так появился новый термин – перед-вижная рельсосварочная станция. Без нее пусков с тех пор не бывает.
Вскоре после внедрения в тоннелях Москвы передовой путейской технологии заказ на новинку поступил из Баку. Главк направил туда группу специалистов с Мещеряковым во главе, и они помогли бакинским коллегам существенно приблизить время пуска метро в столице Азербайджана.
На пенсию неутомимый тоннельщик ушел только в 1988 году, отдав Метрострою более полувека. Его трудовой путь отмечен двумя орденами Трудового Красного знамени, орденом Знак Почета и шестью медалями, среди которых есть и боевая по сути награда строителю защитных сооружений – «За оборону Москвы».