en

Выдающийся инженер семен розанов

Машина времени-титул.jpg

Все, кто интересовались историей метро, наверняка сталкивались с именем Семена Розанова – одного из первых инженеров Метростроя. Впрочем, сведений об этом замечательном человеке очень мало.

Практически все немногое, что мы знаем о нем, почерпнуто из нескольких источников: фундаментального труда Дитмара Нойтатца, статьи в журнале «Метрострой» инженера Вадима Пикуля, близко знавшего Розанова, и книг «Рассказы строителей метро» и «Как мы строили метро» 1935 года. К большому сожалению, этого мало, чтобы составить представление о человеке, который внес столь значительный вклад в проектирование и строительство первой линии Московского метрополитена.

Семен Николаевич Розанов родился в Архангельске 22 августа 1875 года в дворянской семье. После смерти отца, Николая Семеновича Розанова, воспитывался в Императорском Гатчинском сиротском институте. Учился в 1-й гимназии Санкт-Петербурга, после окончания которой поступил в Институт инженеров путей сообщения имени императора Александра I. В институте проходил обучение вместе с Виктором Николаи (много лет спустя судьба сведет их снова, и они вместе будут заниматься проектированием московского метро).

По окончании института работал на Юго-Восточной железной дороге. В первую русскую революцию участвовал в забастовочном движении, возглавлял революционный комитет, находился под арестом и в заключении. После освобождения в 1906 году эмигрировал во Францию. Там Розанов участвовал в проектировании порта Папеэте на острове Таити, но самой главной его работой стало проектирование и строительство парижского метро. Семен Николаевич проявил себя выдающимся инженером и дослужился до должности начальника технических служб. Этот бесценный опыт через двадцать лет окажется востребован в Москве (живущая в Санкт-Петербурге Елена Смирнова, правнучка сестры Розанова, нашла в архивах документы о работе своего знаменитого предка во французской фирме Першо – сведения опубликованы на сайте Мосметростроя в разделе Пресс-центр / газета «Метростроевец» / Машина времени).

Благодарность.jpg

После февральской революции Семен Розанов вернулся в Россию и продолжил работу на разных железных дорогах. Преподавал и занимался наукой в Петроградском Политехническом институте. С 1924 года возглавлял кафедру подземных и подводных сооружений МВТУ. В 1924 году Управлением московского коммунального хозяйства при исполкоме Моссовета был образован небольшой подотдел по проектированию метрополитена. Структурно он входил в Московские городские железные дороги (МГЖД), являющиеся на самом деле трамвайной сетью города. Возглавил подотдел главный инженер МГЖД Александр Гербко, а он пригласил к работе Семена Розанова и Виктора Николаи, который, как и Розанов, был детально знаком с парижским метрополитеном. Как лучший выпускник Института инженеров путей сообщения имени императора Александра I, в 1900 году он был премирован поездкой во Францию на строительство метро.

гос-сооружения.jpg

гос-сооружения.jpg

В условиях чрезвычайно ограниченных средств и возможностей послереволюционной разрухи 1920-х годов небольшой коллектив подотдела «Метрополитен» изучил пассажиропотоки, наметил сеть метро, выбрал первоочередное направление, выполнил геологоразведку по трассе первой линии и к 1930 году разработал ее технический проект. В то время необходимость метро еще не осознавалась партийными руководителями города и страны, и сотрудники подотдела были обвинены во вредительстве, а многие из них репрессированы. В частности, Гербко и Розанов оказались в заключении.

Продолжение следует…