en

Выдающийся инженер семен розанов

Машина времени.jpg

В октябрьском номере «Метростроевца» мы рассказали о Семене Розанове, который проектировал парижское метро, а затем и первую очередь Московского метрополитена. Сегодня мы завершаем рассказ о выдающемся инженере.

Однако после транспортного коллапса в Москве 7 января 1931 года Каганович и Сталин озаботились проблемами транспорта, который находился в чрезвычайно плачевном состоянии. На июньском пленуме ЦК ВКП(б) 1931 года было принято решение о строительстве метро. В августе в Москву с Днепростроя был вызван инженер Павел Роттерт, которому Григорий Орджоникидзе предложил возглавить проектирование и строительство новой транспортной системы.

Условием своего назначения блестящий инженер и умелый организатор Роттерт назвал освобождение из заключения оставшихся в живых специалистов по метро. Так Розанов, побывавший сначала в царской тюрьме, а затем в советском концлагере, снова оказался на свободе.

В октябре 1931 года был учрежден Метрострой. Начальником технического отдела Роттерт назначил Виктора Николаи, а Розанов стал его заместителем, консультантом, а затем главным инженером по тоннельным работам.

К тому времени в метростроении сложились три принципиально разные школы: лондонская (строительство метро щитами на большой глубине); парижская (строительство тоннелей и станций неглубокого заложения ручным горным способом) и берлинская (открытое или котлованное строительство). Справедливо осознавая чрезвычайно скудные возможности страны 1930-х годов, Роттерт для Москвы выбрал наиболее простой котлованный способ. При этом уже сразу было ясно, что на многих участках тоннели придется строить без вскрытия поверхности – парижским (горным) способом. Для проверки этого способа в условиях Москвы еще задолго до составления технического проекта линии Роттерт в начале декабря 1931 года заложил опытный тоннель на Русаковской улице. С этого момента и отсчитывается история строительства метро в Москве и стране.

Непосредственно выполнявший проектирование опытного тоннеля (под руководством Розанова) Вадим Пикуль свидетельствовал, что Розанов не просто воспользовался парижским методом расчетов и строительства, но по сути разработал метод сам, предложив свою расчетную схему работы обделки тоннеля в грунте.

Дальнейшая история проектирования и строительства метро в Москве полна драматических страниц и поворотов. В 1932 году первоначальный проект Ротерта был отклонен и строительство пошло совсем по другому пути. В чистом виде берлинским (открытым, котлованным) способом были построены лишь 5 из 13 станций первой линии, три станции – полузакрытым способом и пять – горным по способу Семена Розанова. Доля тоннелей, построенных закрытым способом, составила 52%.

Последние годы жизни Семен Николаевич преподавал в МИИТе. К сожалению, ему не довелось увидеть плоды своей работы по строительству московского метро: он умер 23 декабря 1933 года, за полтора года до его открытия. Могила Розанова находится на Новодевичьем кладбище Москвы (2 участок, 8 ряд).