Исполняется 80 лет со дня рождения Владимира Бессолова. Вспоминаем, как Московский метрострой стал для выдающегося строителя началом пути к большим победам.
Владимир Аслан-Бекович Бессолов родился 28 мая 1939 года в селе Болохово Тульской области. Получил профессию горного инженера-шахтостроителя в Московском горном институте. В Мосметрострой пришел по распределению в 22 года.
Бессолов следовал по стопам родителей. Его отец руководил добычей бурого угля в шахтах Московского угольного бассейна. Мать работала в Сокольническом стройуправлении Тульской области инженером.
Семья Бессоловых единственная в Осетии, где и отец, и сын стали Героями Социалистического Труда. В честь Аслан-Бека Бессолова названа улица в городе Климовск Тульской области и установлен памятный бюст.
Бессолов посвятил тоннелям и станциям московского метро 15 лет жизни. Начинал с должности начальника смены в кессоне на «Калужской». В 1967-м назначен руководить участком на строительстве «Каширской». Спустя четыре года становится главным инженером СМУ-3.
Также Бессолов был автором ряда прорывных инженерно-технических решений и разработок, которые используют в тоннелестроении по сей день. Именно он впервые применил квадратный щит при строительстве перегонов открытым способом, руководил проходкой под действующей железной дорогой без остановки поездов, первым в СССР сооружал тоннели методом прокола. За успехи при выполнении заданий пятилетки по транспортному строительству в 1971-м получил орден Трудового Красного Знамени.
Товарищи вспоминают Бессолова как истинного профессионала и справедливого руководителя.
– Редкостное явление: к Бессолову, начальнику, вызывают, казалось бы, «на ковер», а к нему идут с охотой – возможность решить какие-то вопросы с толковым шефом, к тому же контактным, не чуждым юмора, – писал друг и коллега, ветеран СМУ-3 Сергей Преображенский.
Освоив строительство столичного метрополитена, талантливый инженер в 1976 году переведен на Байкало-Амурскую магистраль (БАМ). Сначала главным инженером, а с 1980 года – в должности начальника Управления строительства «Бамтоннельстроя», он организует сооружение Байкальского, Кодарского, Нагорного, Северомуйского, четырех Мысовых и двух обходных (на Северомуйском хребте) тоннелей.
Северомуйский тоннель имени В.А. Бессолова находится в республике Бурятия на БАМе. Это самый длинный железнодорожный тоннель в России. Его протяженность составляет 14 343 метра. Название получил по Северо-Муйс-кому хребту, сквозь который он проходит. Строительство велось 26 лет с перерывали с 1977 по 30 марта 2001 года. В разное время здесь трудились шесть тоннельных отрядов численностью свыше 8000 человек. Срок эксплуатации рассчитан на 100 лет.
Здесь Бессолова ждали новые вызовы. Старые методы и привычная техника не давали результата при строительстве в цельных скалах с обводненными участками, где гидростатическое давление достигало иногда 55 атмосфер. Осваивали самую передовую в мире технику и новые способы проходки, покоряли сложную геологию в тяжелых климатических условиях.
Благодаря Бессолову многие молодые активисты смогли внести свой вклад в строительство БАМа. Он изменил требования к подбору кадров, решив брать на работу не только метростроевцев и шахтеров, как это было принято, но и новичков, обучая их с нуля.
Коллектив за время его работы увеличился с 500 до 7000 человек. По инициативе Бессолова создали учебный пункт УС «Бамтоннельстрой», а позднее филиал Московской технической школы. Более десяти тысяч человек смогли получить профессию без отрыва от производства.
– Попасть в команду Бессолова, получить статус его ученика – это пожизненный сертификат профессионализма, больше никаких «корочек» да почетных дипломов не надо было, – отмечал в своем очерке «Человек и тоннель» журналист Владимир Медведев, работавший на БАМе.
Именно под руководством Владимира Аслан-Бековича построена бо́льшая часть самого сложного в инженерно-геологическом отношении Северомуйского тоннеля. В июне 2012 года объекту присвоено имя В. А. Бессолова.
В 1990 году Бессолов возглавил Главтоннельметрострой. С его участием были построены такие сложные инженерные объекты, как подземная железнодорожная станция «Аэропорт Внуково» и Лефортовский тоннель. Участвовал в сооружении Московской кольцевой автодороги и Третьего транспортного кольца, синхрофазотрона в Протвино, а также Меградзорского тоннеля в Армении.